Педагогическое наставничество

Форма наставничества «ПЕДАГОГ — ПЕДАГОГ»

Предполагает взаимодействие молодого специалиста (при опыте работы от 0 до 3 лет) или нового сотрудника (при  смене  места работы) с опытным и располагающим ресурсами и навыками педагогом, оказывающим разностороннюю поддержку.

Цели и задачи формы. Целью такой формы наставничества является успешное закрепление на месте работы или в должности педагога молодого специалиста, повышение его профессионального  потенциала и уровня, а также создание  комфортной профессиональной среды внутри учебного заведения, позволяющей реализовывать актуальные  педагогические задачи на высоком уровне. Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемым: способствовать формированию потребности заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности; развивать интерес к методике построения и организации результативного учебного процесса; ориентировать  начинающего педагога на творческое использование передового педагогического опыта в своей деятельности; прививать молодому специалисту интерес к педагогической деятельности в целях его закрепления в образовательной  организации;  ускорить  процесс  профессионального  становления  учителя.

Ожидаемые результаты. Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности молодых (новых) специалистов в педагогическую работу, культурную жизнь образовательной организации, усиление  уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и  педагогического потенциала. Это окажет положительное влияние на  уровень образовательной подготовки и психологический климат в школе. Педагоги-наставляемые получат необходимые для данного периода профессиональной реализации компетенции, профессиональные советы и рекомендации, а также стимул и ресурс для комфортного становления и развития внутри организации.

Оцениваемые результаты:

  • повышение  уровня  удовлетворенности  собственной  работой  и  улучшение психоэмоционального состояния;
  • рост числа  специалистов,  желающих  продолжать свою работу в образовательной организации;
  • качественный рост успеваемости в студенческих группах;
  • сокращение числа конфликтов со студенческим, педагогическим и родительским сообществами;
  • рост числа собственных профессиональных работ: статей, исследований, методических практик молодого специалиста.

Портрет участников

Наставник. Опытный педагог, имеющий профессиональные успехи (победитель различных профессиональных конкурсов, автор учебных пособий и материалов, участник или ведущий вебинаров и семинаров), склонный к активной общественной работе. Обладает лидерскими, организационными и коммуникативными навыками, хорошо развитой эмпатией. Для реализации различных задач возможно выделение двух типов наставников.

  • Наставник-консультант – создает комфортные условия для реализации профессиональных качеств, помогает с организацией процесса и решением конкретных психолого-педагогических и коммуникативных проблем. Контролирует самостоятельную работу молодого специалиста.
  • Наставник-предметник – опытный педагог того же предметного направления, что и молодой учитель, способный осуществлять всестороннюю  методическую поддержку преподавания отдельных дисциплин.

Наставляемый.

  • Молодой специалист, имеющий малый опыт работы  –  от 0 до 3 лет, испытывающий трудности с организацией учебного процесса, взаимодействием с обучающимися, другими педагогами, администрацией или родителями.
  • Специалист, находящийся в процессе адаптации на новом месте работы, которому необходимо получить представление о традициях, особенностях, регламенте и принципах образовательной организации.
  • Педагог, находящийся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости.

Возможные варианты программы. Вариации ролевых моделей внутри формы «педагог – педагог» могут различаться в зависимости от потребностей самого наставляемого, особенностей образовательной организации и ресурсов наставника. Основными вариантами могут быть:

  • взаимодействие «мастер – молодой специалист», классический вариант поддержки для приобретения молодым специалистом необходимых профессиональных навыков (организационных, коммуникационных) и закрепления на месте работы, опытный  педагог  оказывает  методическую поддержку по конкретному предмету (поиск пособий, составление рабочих программ и тематических планов и т.д.).
  • взаимодействие «современный – опытный», в рамках которого, возможно, более молодой учитель помогает опытному представителю «старой школы» овладеть современными программами и цифровыми навыками и технологиями;
  • взаимодействие «равный – равному», в рамках которого происходит обмен профессиональными навыками, взаимная поддержка, совместная работа над проектами.

Область применения. Форма наставничества «педагог – педагог» может быть использована как часть реализации программ профессиональной  подготовки  или  переподготовки, как элемент повышения квалификации, подготовки к участию в конкурсах профессионального мастерства. Отдельной возможностью реализации данной формы наставничества является создание широких педагогических  проектов для реализации в образовательной организации: конкурсы, курсы, творческие мастерские, школа молодого педагога, серия семинаров, разработка методических материалов.