Наставничество обучающихся

Форма наставничества «ПЕДАГОГ- СТУДЕНТ»

Форма предполагает взаимодействие педагогов и студентов среднего Колледжа, при которой педагог оказывает весомое влияние на наставляемого, помогает ему с профессиональным и личностным самоопределением и способствует ценностному и личностному наполнению, а также коррекции образовательной траектории.

Цели и задачи. Целью такой формы наставничества является успешное формирование у студента представлений о профессиональной ступени образования, улучшение образовательных результатов, метакомпетенций и мотивации, а также появление ресурсов для осознанного выбора будущей личностной, образовательной и профессиональной траекторий развития. Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемым: помощь в определении личных образовательных перспектив, осознании своего образовательного и личностного потенциала; осознанный выбор дальнейших траекторий обучения; развитие гибких навыков: коммуникация, целеполагание, планирование, организация; повышение процента успешно перешедших на новый уровень образования, формирование устойчивого  студенческого  сообществ.

Ожидаемые результаты. Результатом правильной организации работы наставников будет повышение уровня мотивированности и осознанности студентов в вопросах образования, саморазвития, самореализации и профессионального ориентирования; активное развитие гибких навыков, необходимых для гармоничной  личности; улучшение образовательных, культурных, спортивных и иных результатов и укрепление студенческого сообщества.

Оцениваемые результаты:

  • улучшение образовательных результатов;
  • численный рост количества студентов, задействованных в конференциях, конкурсах, фестивалях, внеурочных мероприятий; 
  • численный рост успешно реализованных и представленных  результатов проектной деятельности совместно с представителем предприятия/образовательной организации;
  • численный рост планирующих трудоустройство или уже трудоустроенных на региональных предприятиях и в системе образования выпускников колледжа.

Портрет участников

Наставник. Опытный педагог, имеющий профессиональные успехи, склонный к активной общественной работе. Обладает лидерскими, организационными и коммуникативными навыками, хорошо развитой эмпатией, создает комфортные условия для реализации личностных и профессиональных качеств, помогает с организацией процесса и решением конкретных психолого-педагогических и коммуникативных проблем. Контролирует самостоятельную работу наставляемого, осуществляет всестороннюю поддержку в изучении отдельных дисциплин.

Наставляемый.

Вариант 1. Пассивный. Низко мотивированный, дезориентированный студент, не имеющий желания самостоятельно выбирать образовательную траекторию, плохо информированный о карьерных и образовательных перспективах, равнодушный к процессам внутри Колледжа и студенческого сообщества.

Вариант 2. Активный. Мотивированный к получению большего объема информации о карьерных и образовательных возможностях студент, желающий  развить собственные навыки и приобрести метакомпетенции, но не обладающий ресурсом для их получения.

Возможные варианты программы

Вариации ролевых моделей внутри формы «педагог – студент» могут различаться в зависимости от потребностей самого наставляемого, особенностей образовательной организации и ресурсов наставника. Основными вариантами могут быть:

  • взаимодействие «куратор – студент», психоэмоциональная и ценностная поддержка с развитием коммуникативных, творческих, лидерских навыков, мотивация на саморазвитие, образование и осознанный выбор траектории развития, включение в студенческое сообщество.
  • взаимодействие «преподаватель – студент», классический вариант поддержки для улучшения образовательных результатов и приобретения навыков самоорганизации и самодисциплины, помощь в изучении отдельных дисциплин, подготовка к участию в студенческих конкурсах профессионального мастерства.
  • взаимодействие «психолог – студент», мотивационная, ценностная и профессиональная поддержка с адаптацией в коллективе или с системным развитием коммуникативных и профессиональных навыков, необходимых для осознанного целеполагания и выбора карьерной траектории.
  • взаимодействие «руководитель волонтерской команды – студент», в рамках которого студент, в ходе активной общественной работы, получает поддержку и ресурсы для развития собственных навыков и реализации  проектов.
  • взаимодействие «руководитель студии, клуба, секции – студент», в рамках которого студент, увлеченный определенным предметом или видом творческой деятельности получает поддержку или ресурсы для развития индивидуальных задатков и способностей и реализации собственных проектов, включение в активную внеурочную деятельность.

Область применения в рамках образовательной программы. Форма наставничества «педагог – студент» может быть использована как часть реализации основной профессиональной образовательной программы. В режиме внеурочной деятельности возможны: подготовки к участию в конкурсах профессионального мастерства, студенческих конференциях, творческих и спортивных мероприятиях разного уровня, способствующие развитию чувства сопричастности, интеграции в студенческое и профессиональное сообщество (особенно важно для задач адаптации), совместная проектная деятельность, волонтерство.

Форма наставничества «РАБОТОДАТЕЛЬ — СТУДЕНТ»

Данная форма предполагает создание органичной системы взаимодействия организаций среднего специального  образования и региональных предприятий с целью получения студентами актуальных знаний и навыков, необходимых для дальнейшей самореализации, профессиональной  реализации и трудоустройства,  а  предприятием  – подготовленных и мотивированных кадров, в будущем способных стать ключевым элементом обновления производственной и экономической систем.

Цели и задачи формы. Целью такой формы наставничества является получение студентом актуализированного профессионального опыта и развитие личностных качеств, необходимых для осознанного целеполагания, самоопределения и самореализации. Среди основных задач деятельности наставника-работодателя в отношении студента: помощь в  раскрытии и оценке своего личного и профессионального потенциала; повышение осознанности  в вопросах выбора профессии, самоопределения, личностного развития, повышение уровня профессиональной  подготовки студента, ускорение процесса  освоения основных навыков профессии, содействие выработке навыков профессионального поведения, соответствующего профессионально-этическим стандартам и правилам и развитие у студента интереса к трудовой деятельности в целом.

Ожидаемые результаты. Результатом правильной организации работы наставников будет повышение уровня  мотивированности и осознанности студентов в вопросах саморазвития и  профессионального образования,  получение конкретных профессиональных навыков, необходимых для вступления в полноценную трудовую деятельность, расширение поля потенциальных сотрудников региональных предприятий/образовательных организаций с должным уровнем подготовки, которое позволит совершить качественный скачок в производственном и экономическом развитии региона в долгосрочной перспективе. Более того, в процессе взаимодействия  наставника с наставляемым в данной форме происходит адаптация молодого специалиста на потенциальном месте работы, студент решает реальные задачи в рамках своей рабочей деятельности. Наставничество позволяет существенно сократить адаптационный период при прохождении производственной практики и при дальнейшем трудоустройстве за  счет того, что студентам передают технологии, навыки, практику работы, организационные привычки и паттерны поведения, а также отслеживают их использование, мотивируют и корректируют работу.

Оцениваемые результаты:

  • улучшение образовательных результатов;
  • численный рост количества мероприятий профориентационного, мотивационного  и практического характера; 
  • численный рост успешно реализованных и представленных  результатов проектной деятельности совместно с представителем предприятия/образовательной организации;
  • численный рост планирующих трудоустройство или уже трудоустроенных на региональных предприятиях и в системе образования выпускников колледжа.

Портрет участников

Наставник.  Неравнодушный  профессионал  с  большим  опытом  работы, активной жизненной позицией, высокой квалификацией. Имеет стабильно высокие показатели в работе. Способен и готов делиться опытом, имеет системное представление о своем участке работы, лояльный, поддерживающий стандарты и правила организации. Обладает развитыми коммуникативными навыками, гибкостью в общении, умением отнестись к студенту как к равному в диалоге и потенциально будущему коллеге. Возможно, выпускник того же образовательного учреждения.

Наставляемый

Вариант 1. Активный. Проактивный студент, увлеченный определенным предметом или видом творческой деятельности, определившийся с выбором места и формы работы,  готовый к самосовершенствованию, расширению круга  общения,  развитию  метакомпетенций  и конкретных профессиональных навыков и умений.

Вариант 2. Пассивный. Дезориентированный студент, у которого отсутствует желание продолжать свой путь по  выбранному  (возможно, случайно или в силу низких образовательных результатов в средней школе) профессиональному пути, равнодушный  к процессам внутри образовательного учреждения.

Возможные варианты программы. Вариации ролевых моделей внутри формы «работодатель – студент» различаются исходя из уровня подготовки и мотивации студента-наставляемого. Представлены следующие варианты:

  • взаимодействие «сотрудник – будущий сотрудник» – мотивационная, ценностная и профессиональная поддержка с системным развитием коммуникативных и профессиональных навыков, необходимых для осознанного целеполагания и выбора карьерной траектории; совместная работа по развитию творческого, предпринимательского, прикладного (модель / продукт) или социального проекта, в процессе которой наставляемый делится свежим видением и креативными идеями, способными  оказать  существенную поддержку наставнику, а сам наставник выполняет роль организатора и куратора;
  • взаимодействие «работодатель – будущий сотрудник» – краткосрочное взаимодействие, в процессе которого наставник представляет студенту (группе студентов) возможности и перспективы конкретного места работы; профессиональная поддержка в формате стажировки, направленная на развитие конкретных навыков и компетенций, адаптацию на рабочем месте и последующее трудоустройство.

Область применения в рамках образовательной программы. Форма наставничества «работодатель – студент»может быть использована как часть программ учебной и производственной практик, совместная проектная деятельность, конкурсы / мероприятия, бизнес-проектирование,  ярмарки  вакансий, встречи с будущими работодателями, дискуссии, экскурсии на предприятия, краткосрочные и долгосрочные стажировки.

Форма наставничества «СТУДЕНТ — СТУДЕНТ»

Предполагает взаимодействие обучающихся Колледжа, при котором один из обучающихся находится на более высокой ступени образования и обладает  организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого, лишенное, тем не менее, строгой субординации. 

Цели и задачи формы. Разносторонняя поддержка обучающегося с особыми образовательными / социальными потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения (включая адаптацию детей с ОВЗ). Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемым: помощь в реализации лидерского  потенциала; развитие гибких навыков и метакомпетенци; оказание помощи  в адаптации к новым условиям  среды; создание комфортных условий и экологичных коммуникаций внутри образовательной организации; формирование устойчивого студенческого сообщества.

Ожидаемые результаты. Результатом  правильной организации работы наставников будет  высокий  уровень  включенности  наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы Колледжа, что окажет несомненное положительное влияние на эмоциональный фон в коллективе, общий статус организации, наставляемые получат стимул к  культурному, интеллектуальному,  физическому  совершенствованию,  самореализации, а также развитию в том числе и профессиональных компетенций.

Оцениваемые результаты:

  • повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри студенческой группы и Колледжа;
  • численный рост посещаемости творческих кружков, объединений, спортивных секций;
  • количественный и качественный рост успешно реализованных образовательных и культурных проектов;
  • сокращение числа конфликтов со студенческим, педагогическим и родительским сообществами.

Портрет участников

Наставник. Активный обучающийся старшей ступени, обладающий лидерскими и организаторскими качествами, нетривиальностью мышления, демонстрирующий высокие образовательные результаты, победитель олимпиад и соревнований, лидер студенческой группы, принимающий активное участие в жизни колледжа (конкурсы, театральные постановки, общественная деятельность, внеурочная деятельность и пр.). Возможный участник всероссийских организаций или объединений с активной гражданской позицией.

Наставляемый.

Вариант 1. Пассивный. Социально/ценностно дезориентированный обучающийся, демонстрирующий неудовлетворительные образовательные результаты, не принимающий участие в жизни колледжа, отстраненный от коллектива.

Вариант 2. Активный. Обучающийся, особыми образовательными потребностями – например, увлеченный определенным предметом или видом творческой деятельности, нуждающийся в профессиональной поддержке или ресурсах для обмена мнениями и реализации собственных проектов.

Возможные варианты программы. Вариации  ролевых моделей внутри формы «студент  – студент» могут различаться в зависимости от потребностей наставляемого и ресурсов наставника.  Основными вариантами могут быть:

  • взаимодействие «студент старшего курса – студент младшего курса», психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе или развитием коммуникационных, творческих, лидерских навыков;
  • взаимодействие «сильный – слабый», классический вариант поддержки для достижения лучших образовательных результатов;
  • взаимодействие «равный – равному», в течение которого происходит обмен навыками, например, когда наставник обладает критическим  мышлением, а наставляемый – креативным; взаимная поддержка, совместная работа над проектом.

Область применения в рамках образовательной программы. Форма наставничества «студент-студент» осуществляется в режиме внеурочной деятельности. Возможны: совместное посещение/организация мероприятий, совместное участие в конкурсах, волонтерство, совместные походы на спортивные/культурные мероприятия, способствующие развитию чувства сопричастности, интеграции в сообщество (особенно важно для задач адаптации), совместная проектная деятельность.

Форма наставничества «СТУДЕНТ — УЧЕНИК»

Форма предполагает взаимодействие обучающихся общеобразовательного и среднего профессионального учреждений, при которой студент оказывает весомое влияние на наставляемого, помогает ему с профессиональным и личностным самоопределением и способствует ценностному и личностному наполнению, а также коррекции образовательной траектории.

Цели и задачи. Целью такой формы наставничества является успешное формирование у школьника представлений о следующей ступени образования, улучшение образовательных результатов, метакомпетенций и мотивации, а также появление ресурсов для осознанного выбора будущей личностной, образовательной и профессиональной траекторий развития. Среди  основных  задач  взаимодействия  наставника  с  наставляемым:  помощь  в  определении личных  образовательных  перспектив, осознании своего образовательного и личностного потенциала; осознанный выбор дальнейших траекторий обучения; развитие гибких навыков: коммуникация, целеполагание, планирование, организация; укрепление связи между образовательными организациями и повышение процента успешно перешедших на новый уровень образования, формирование устойчивого  студенческого  и школьного сообществ.

Ожидаемые результаты. Результатом правильной организации работы наставников будет повышение уровня мотивированности и осознанности школьников среднего и старшего подросткового  возраста в вопросах образования, саморазвития, самореализации и профессионального ориентирования; снижение доли ценностно дезориентированной молодежи; активное развитие гибких навыков, необходимых для гармоничной  личности; улучшение образовательных, культурных, спортивных и иных результатов и укрепление школьного сообщества.

Оцениваемые результаты:

  • численный  рост  количества  мероприятий  профориентационного,  мотивационного  и практического характера; 
  • увеличение числа учеников, планирующих стать наставниками в будущем и присоединиться к сообществу благодарных выпускников;
  • увеличение числа студентов, поступающих на охваченные наставнической практикой факультеты и направления.

Портрет участников

Наставник.  Ответственный, социально активный студент с выраженной гражданской и  ценностной  позицией,  мотивированный  к  самосовершенствованию и преобразованию окружающей среды. Участник образовательных, спортивных, творческих проектов. Увлекающийся и способный передать свою «творческую энергию» и интересы  другим. Образец для подражания в  плане  межличностных отношений, личной  самоорганизации  и профессиональной компетентности.

Наставляемый.

Вариант 1. Пассивный. Низко мотивированный, дезориентированный школьник старших классов, не имеющий желания самостоятельно выбирать образовательную траекторию, плохо информированный о карьерных и образовательных перспективах, равнодушный к процессам внутри школы и ее сообщества.

Вариант 2. Активный. Мотивированный к получению большего объема информации о карьерных  и  образовательных возможностях школьник, желающий  развить собственные навыки и приобрести метакомпетенции, но не обладающий ресурсом для их получения.

Возможные варианты программы. Вариации  ролевых  моделей  внутри  формы  «студент  –  ученик»  могут  различаться  в зависимости  от  потребностей самого наставляемого,  особенностей  образовательной организации и ресурсов наставника. Основными вариантами могут быть:

  • взаимодействие «успевающий – неуспевающий», классический вариант поддержки для улучшения образовательных результатов и приобретения навыков самоорганизации и самодисциплины;
  • взаимодействие «лидер – равнодушный»,  психоэмоциональная и ценностная поддержка с развитием коммуникативных, творческих, лидерских навыков, мотивация на саморазвитие, образование и осознанный выбор траектории, включение в школьное сообщество;
  • взаимодействие «равный – равному», в рамках которого происходит обмен навыками, например, когда наставник обладает критическим  мышлением,  а  наставляемый  –креативным; взаимная поддержка, активная внеурочная деятельность;

Область применения в рамках образовательной программы. Взаимодействие наставника и наставляемого ведется в  режиме внеурочной деятельности. Возможна интеграция в классные часы, организация совместных конкурсов и проектных работ, совместные походы на спортивные/культурные мероприятия, способствующие развитию чувства сопричастности,

интеграции в школьное сообщество.

  • В  школах: проектная деятельность, классные часы, внеурочная работа, мероприятия школьного сообщества, экскурсии в место обучения наставника, присутствие на занятиях (определение образовательной траектории).
  • В колледже: краткосрочное или целеполагающее наставничество, выездные мероприятия, совместное создание продукта.